Бобы скармливались волам
Кроме того, бобы скармливались волам, голубям. В I в. н. э. бобовую муку подмешивали к пшеничной при выпечке хлеба. На вилле Катона в качестве лайка рабы получали пшеницу в зерне, которую они сами мололи и из которой пекли хлеб. Вилика пекла хлеб лишь для колодников. Весьма вероятно, что при выпечке хлеба как вилика, так и рабы подмешивали бобовую муку к пшеничной. Трудно допустить, чтобы бобы, древняя и излюбленная нища римлян, в эпоху Катона превратилась только в корм для скота.
Варрон и Вергилий считают бобы одной из важнейших культур, необходимых для любого имения Однако в сочинении Варрона бобы играют несколько иную роль, чем в поэме Вергилия..Для первого автора бобы — это главным образом кормовая культура или зеленое удобрение, для Вергилия, напротив,— скорее пищевое растение. Он воздерживался запахивать бобы как зеленое удобрение. Вергилий советует перед посевом смочить семена содой или масляным отстоем, подержать на легком огне (V е г g., Georg., I, 193— 195). Тщательный уход предполагает получение урожая семян, а не зеленой массы; именно семена, в первую очередь, шли в шищу. У Варрона иной подход. Правда, он упоминает бобы среди таких пищевых культур, как пшеница, полба, ячмень (V а г г., I, 44, 1), однако в его работе бобам придается значение более как кормовым культурам или зеленому удобрению. Все сухое, пишет Варрон, например, сено и бобы, складывай «на настилы»; на тощем поле бобы запахивают вместо навоза; кормовая смесь ocinum — это бобы, скошенные зелеными; бобы — излюбленный корм свиней, их любят и пчелы. Один из предпочитаемых способов хранения бобов — это засыпать их (семена) в сосуды из-под масла и замазать сосуды золой. Это последнее сообщение предполагает небольшие запасы бобов, предназначенные для хранения).