Подражать другим и делать новое
Варрон написал свой трактат «Rerum rusticarum libri tres» спустя 60—70 лет после Сазерны (его работа вышла в 37 г. до н. э.), когда классическое рабство в италийском земледелии достигло своих наиболее зрелых форм. Естественно, Варрон не мог пройти мимо вопросов производительности рабского труда в сельском хозяйстве. Он посвятил их анализу XVIII главу I книги, но попутно касается их во многих местах своего сочинения. Ему прекрасно были известны и формулы Катона, и расчеты Сазерны. И те и другие его не удовлетворяют: формулы Катоца — сугубо частные случаи индивидуальных поместий, расчеты Сазерны исходят из практики одной области Италии и поэтому применимы лишь к условиям Цизальпинской Галлии. Иначе говоря, они не применимы как общие формулы к разным по размерам и находящимися в разных местностях хозяйствам.
По мнению Варрона, таких общих формул и не может быть, так как в каждой области имеются свои особенности, отличающие их от всех других. Поэтому каждый рабовладелец должен при установлении величины рабской фамилии в каждом конкретном имении исходить из опыта соседних хозяйств и собственного эксперимента с рабочей силой. «Ведь природа указала нам два пути при обработке земли: эксперимент и подражание. Древнейшие земледельцы создали очень многое путем экспериментирования, потомки их большую часть — подражанием. Мы должны делать и то и другое, т. е. подражать другим и делать новое кое-что, пробовать, экспериментировать, следуя не слепому жребию, а разуму». Приведенное рассуждение Варрона прекрасно определяет направление, в котором работала мысль рабовладельцев. Общие формулы, опыт предков, практика соседей не должны применяться слепо, хозяин обязан их знать и с ними считаться, но он должен видоизменить их, учитывая конкретную обстановку своего хозяйства. Призыв Варрона к экспериментированию с рабочей силой отражает напряженную работу каждого рабовладельца по изысканию наиболее эффективных методов, наиболее рациональных форм использования рабочей силы.
Следуя этому призыву, сам Варрон избегает давать какие-либо конкретные цифры, нормы производительности рабского труда, имеющие общее значение. Однако в ряде мест своей книги он приводит некоторые примеры.