Средиземноморское цифровое барокко — смелый дизайн нашего времени
Среди немногих ярких изобретений в дизайне и искусстве двадцать первого века особо выделяется оригинальное направление, называемое «средиземноморским цифровым барокко». Это новое течение, играющее с образами старинного искусства и ловко соединяющее их с достижениями современного дизайна. Некоторые зрители даже затрудняются найти нечто общее между классикой и таким дизайном, но отсылки к классическим формам мебели, орнаментам и дворцовым интерьерам присутствуют во многих работах мастеров этого направления.
Особенности стиля
Главная особенность цифрового барокко – органичное слияние классических мотивов с сюрреализмом, нередко приправленное юмором и живыми эмоциями. «Цифровым» же оно называется из – за особенностей метода проектирования (на компьютере) Сами вещи, созданные в данном стиле дизайна, находятся на грани между утилитарными предметами мебели и декором. Действительно, предметы, созданные Хайме Айоном, органично смотрятся в любом музее современного искусства и могут претендовать на то, чтобы быть самостоятельными шедеврами. Сегодня в этом стиле работают как минимум четыре мастерских, среди которых и дизайнеры — одиночки (Айон и Марсель Вандерс), и творческие тандемы (братья Кампана, Studio job).
Основные представители
Марсель Вандерс
Этот дизайнер с мировым именем создаёт интерьеры, в которых барочные формы обыграны самым неожиданным образом. Классические орнаменты появляются в виде отверстий на мебели, на деталях лестниц, а старинная лепнина покрывает фирменные вандерсовские «колокола», в которые спрятаны неоклассические люстры. Своё увлечение классикой Вандерс объясняет желанием быть понятым. Эти интерьеры создаются не для подростков или пожилых людей, а для всех возрастных категорий. К тому же, считает мастер, новое и модное устаревает, а вещи вне времени остаются в истории. А Вандерс занимается созданием именно таких вещей. Марсель Вандерс является идейным противником минимализма, считая, что главное в дизайне – это живые чувства, а с помощью минимализма невозможно создать живую и яркую атмосферу в интерьере.
Хайме Айон
Айон был отцом — основателем средиземноморского цифрового барокко. За годы своего творчества он создал систему символов, позволяющую безошибочно отличить его от всех остальных дизайнеров мира. В своих работах Хайме Айон обращается к приятной теме детства, часто он выступает не только в качестве дизайнера интерьера, но и в роли дизайнера игрушек. Одной из главных тем в его творчестве является мир цирка. Узнаваемые маски клоунов часто встречаются в его интерьерах, как и маски животных, на которые повлияли африканские ритуальные маски. Часто в творчестве Айона повторяется мотив странного, неземного кактуса, на создание которого Хайме вдохновили экзотические растения, увиденные в парке Ланзароты. Ещё одна деталь, которую мастер постоянно повторяет в разных работах – «рожки», напоминающие антенны инопланетянина из фантастических фильмов. Их можно обнаружить и на персонажах его скульптур, и на фирменном кресле – качалке, и на серии дизайнерских ваз. Следуя классическому прототипу, дизайнер часто использует позолоту. Основные цвета в его проектах всегда гармоничны и подчеркивают необычную атмосферу. Дизайнер использует мягкие зелёные, розовые, жёлтые и голубые оттенки, а также светло серый. Эта приятная для глаз палитра стала характерной чертой творческого почерка мастера.
Campana
Братья Campana родились в Бразилии и прославились созданием мебели из вторсырья… Казалось бы, ничего необычного, но дело в том, что они начали изготавливать такую мебель задолго до того, как это стали делать остальные дизайнеры. Как настоящие гении, братья предсказали в своём творчестве тренды завтрашнего дня. Творческий дуэт Campana создаёт мебель из проволоки, старой ткани и даже из использованных плюшевых игрушек, и их изделия гармонично смотрятся в интерьерах. Одна из их характерных работ Campana – круглое кресло, покрытое золоченым орнаментом, который братья увидели на старом историческом здании в Латинской Америке. Дизайн из переработанного сырья как нельзя более органично смотрится в бедной и задыхающейся в трущобах Бразилии.
Studio job
Основатели Studio job, супруги Йоб Смитс и Нинке Тинагель – мастера смелых экспериментов. И, как и многие мастера современного дизайна (например, скульптор Кунс), они экспериментируют с китчем. Обычно китч считается низкокачественным дизайном, свидетельствующим об отсутствии у дизайнера художественного вкуса, но китч этой студии достаточно тонок и выразителен. Как и Марсель Вандерс, супруги далеки от минимализма, и в последнее время даже перешли к прямой его противоположности, дизайнерскому «максимализму», то есть заполнению пространства множеством интересных вещей. От золотого кувшина, из которого льётся глянцевая чёрная жидкость, до чёрных плетённых кресел и столиков для загородного дома, щедро покрытых классическим орнаментом — все вещи дизайнеров бросают вызов скуке и клишированному мировоззрению.
Сегодня, в эпоху постмодернизма, искусство часто использует старые формы. Но именно сейчас для современных дизайнеров открыто пространство для индивидуальности и смелых экспериментов, и работы представителей средиземноморского цифрового барокко это постоянно подтверждают.