Раб превращается в основного производителя
Отношения в эпоху классического рабства изменились. Рабовладельческий способ производства достиг своего расцвета. Он. представлял собой в эту эпоху уже систему, направленную на производство прибавочной стоимости. Развиваются товарно-денежные отношения, при сохранении натуральной основы рабовладельческие хозяйства все больше и больше производят продуктов для продажи на рынке. Происходит бурное развитие сельского хозяйства, ремесла, строительства, убыстряется темп развития производства, происходит в целом рост производительных сил.
Резко возрастает количество рабского населения. Класс рабов по своей численности становится самым многочисленным. Раб превращается в основного производителя, его участие в производстве приобретает решающее значение, доля свободного и полусвободного труда уменьшается и сводится на второстепенное место.
Так как производство теперь направлено на создание прибавочной стоимости и частично ориентировано на рынок, то существующие при натуральном хозяйстве рамки, границы при получении прибавочного продукта теперь исчезают или, по крайней мере, существенно раздвигаются; потребность в прибавочном продукте сильно возрастает.
Стремление к получению большего прибавочного продукта ставит перед рабовладельцем неотложную задачу: как получить это большее количество. Достигается это прежде всего усилением эксплуатации работника самым грубым и простым путем: увеличением (вплоть до его естественных пределов) продолжительности рабочего дня, интенсификацией труда, устранением всех простоев в рабочем времени, сокращением необходимых потребностей. Вопрос о продолжительности рабочего дня — один из важнейших вопросов в любой общественно-экономической формации, так как от той или иной ее величины зависит соотношение прибавочного и необходимого труда, интенсивность труда, эксплуатация непосредственного производителя. В условиях капитализма и феодального общества существуют многие факторы, которые, помимо чисто экономических соображений, лимитируют продолжительность рабочего дня. При развитом рабстве не было никаких сдерживающих начал в этом отношении, кроме чисто физической необходимости поддерживать рабочую энергию раба на необходимом уровне. Общество, государственная власть, религия, философия, общественное мнение не вмешивались в отношения между господином и рабом. Хозяин устанавливал величину рабочего дня по своему усмотрению, доводя его до физически допустимых пределов.