Должны быть всегда в работе
К сожалению, древние авторы не оставили нам точных цифр и это затрудняет цифровое определение величины рабочего дня раба, по тем не менее ряд данных по этому вопросу имеется в их сочинениях. Много внимания этой проблеме уделяет Катон. Рабы должны быть всегда в работе, летом в поле в течение длинного летнего дня; если стоит дождливая погода и работать в поле нельзя, то рабов ожидает масса дел па усадьбе. В календаре понтификов, восходящем к ранней эпохе патриархального рабства, был определен перечень праздничных дней, во время которых запрещалось производить сельскохозяйственные работы, а земледельцы должны были отдыхать, это так называемые праздничные дни — feriae. В такие дни определенное количество рабочего времени раба пропадало бесцельно. В эпоху натурального хозяйства и неразвитости товарных отношений такие потери не были страшны и не наносили большого ущерба хозяйству. Во II до н. э.— I в. н. э. эти потери уже не могли быть терпимы. Потому Катон составляет перечень полевых работ, которые можно делать и в праздники: чистить старые канавы,
Прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, обталкивать полбу, наводить чистоту. Это довольно полный список работ, по существу, отменяющий строгие религиозные запрещения. Поскольку в Италии сбор винограда и озимый сев заканчивали к началу декабря, а в конце января уже начинали яровой сев, вспашку и мотыжение озимых, то вторая половина декабря и первая половина января были самым глухим периодом в деревне. К тому же в это время день уменьшался до 9 часов, а ночь увеличивалась до 15 часов. Не говоря уже о стремлении максимально использовать светлое время, рабовладелец искал возможностей занять и темное время. Катон дает точные указания, что делать рабам в темное время: теши колья, круглые и четырехреберные; делай факелы, выпаси навоз.