Основное правило при обращении с рабами
При патриархальном рабстве и натуральном хозяйстве удовлетворение необходимых потребностей раба (питание, одежда, бытовое положение раба), очевидно, мало чем отличалось от удовлетворения. потребностей младших членов фамилии и семьи рабовладельца. В классическую эпоху рабства экономия за счет необходимых потребностей раба, сокращение их была одним из возможных источников получения прибавочной стоимости, являвшейся одной из целей рабовладельческого хозяйства. Правда, было бы неправильным упрощать реальную картину бытового положения рабов, рисуя его исключительно бедственным.
Нельзя представлять себе римского раба вечно голодным и нагим, совершающего непосильный труд. Некормленный и раздетый раб не мог быть хорошим работником, и рабовладелец это прекрасно понимал. И не гуманные чувства, а реальный экономический расчет заставлял господина прилично обращаться с рабом. Характерен в этом отношении пример Катона, человека трезво-расчетливого и жестокого. Его основное правило при обращении с рабами следующее: «рабам не должно быть плохо: они не должны мерзнуть и голодать». И это не было риторическим оборотом или теоретическим пожеланием. Римский гражданин во время прохождения военной службы в легионах получал в месяц 3,5 модия зерна, а Катон отпускал своим рабам от 4 до 4,5 модиев, т. е. больше, чем давалось легионеру, не считая приварка из маслин, вина, бобов, горячей пищи и т. д.. Закованные рабы получали еще больший паек; их дневной рацион колебался от 1308 до 1635 г хлеба (незакованный раб в день потреблял 1150 до 1266 г хлеба). Во II в. до н. э. одним из самых употребительных злаков была еще полба, но Катон рекомендовал выдавать своим рабам более качественную пшеницу.
Плиний рассказывает анекдот о некоем Кресиме, получавшем большие урожаи и обвиненном в колдовстве : «…так вот этот Кресим привел на форум, по словам Пизона, своих здоровенных рабов, выхоленных и хорошо одетых» («familiam validam atque bene curatam ас vestitam»). Хозяин хорошо кормил только работающего раба, работник, не занятый тяжелой физической работой, например вилик, овчар, погонщик мулов и др., получали меньший паек. Зимой в связи с сокращением рабочего дня и уменьшением полевых работ, паек сокращался. Во время болезни дневной паек был значительно меньшим. Если следовать предписаниям Катона, то стоимость необходимых издержек на содержание раба была не так уж и мала и его пропитание и одежда стоили не меньше, чем у свободного бедняка. Однако рабовладелец не мог не задуматься над тем, как бы сократить эти необходимые издержки и тем самым увеличить долю прибавочного продукта. К сожалению, данных о рабском довольствии в I в. до н. э. — I в. н. э. очень мало и не все детали нам ясны. Колумелла считает превосходной пищей для рабов смесь пшеницы и ячменя; он же рекомендует в ряде случаев использовать для питания рабов различные менее ценные растения: ячмень, лупин, чечевицу, горошек, репу и т. д., приготовлять хлеб из проса и могара, который можно есть, преодолевая некоторое отвращение.