Какой должна быть одежда раба
При развитом классическом рабстве начинается действие таких экономических факторов и сил, которые были почти неизвестны в предшествующий период. Увеличение доходности рабовладельческого имения, прогресс италийского земледелия, совершенствование орудий производства, повышение производительности рабского труда — все это означало резкое возрастание эксплуатации непосредственного производителя — раба, повышение как абсолютной нормы, так и степени эксплуатации, доведение ее до максимальных, зверских норм, которые приводили к хищнической растрате сил работника. Усиление эксплуатации, интенсификация его труда быстро истощали силы и здоровье непосредственного производителя, делали его через непродолжительное время непригодным к дальнейшему труду.
Большая часть труда сельскохозяйственного раба проходила в поле под открытым небом. Он работал на воздухе при разной погоде, в зной и холод, в ведро и ненастье. Рабы мерзли и изнывали от палящего зноя. Заботясь о своих интересах, хозяин должен был обратить внимание на одежду раба, которая, будучи недорогой, обеспечивала бы рабу более или менее сносные условия для труда. Раб не должен был мерзнуть, ему не должно было быть плохо — наставлял своих современников Катон. Катон же, вероятно, один из первых определил, каковой должна быть одежда раба: этр туника весом в 3,5 фунта и плащ, которые выдавались раз в год, и деревянные башмаки, которые менялись через год. Одежда для рабов была совершенно особой, ею он отличался от всех других людей. Очень внимателен к одежде рабов Колумелла. Он останавливается на этом вопросе специально. По его словам, лучше всего защищает рабов от холода и дождя не обычная туника и плащ — сага, а особая одежда — pellis manica, т. е. усовершенствованный вариант туники — туника с длинными рукавами, сделанная из особо прочного материала, возможно, даже из шкур (обычная туника была без рукавов и делалась из тонкой шерсти). Другая одежда раба — это cuculus sagatus — вариант плаща с капюшоном. В Италии существовали специальные мастерские и даже отдельные города, которые специализировались на выделке этих одежд. Крупным центром производства рабской одежды был город Рим. Катон рекомендовал покупать в нем туники, тоги, плащи, лоскутные одеяла и деревянные башмаки. Страбон отмечает, что Лигурия и страна инсуб — ров поставляет самую грубую шерсть, в которую одевается большинство рабского населения Италии. Поскольку одежда рабов приобреталась на рынке, то за ней велся строгий учет со стороны вилика, который, выдавая новую одежду, отбирал старую. В эпоху Колумеллы о хранении одежды заботятся и вилик и вилика: одежда, как и железные орудия, дважды в месяц проверяются лично виликом.