Хозяйства в Италии
И такие хозяйства действительно существовали в Италии I в. до н. э. — I в. н. э. Колумелла, его дядя, Сенека и другие весьма успешно развивали его. Если бы их вложения не окупались, то такие хозяйства быстро распались бы. Поэтому сам факт — их существования говорит о известной жизненности и этого метода ведения хозяйства в условиях Италии I в. н. э. Следовательно, практика допускала существование этого типа хозяйства. Какие же теоретические основания подводили под эту практику ее приверженцы? А такие основания обязательно должны быть найдены. Ведь почти во всей литературе (а без знания ее нельзя было вести рациональное хозяйство) безраздельно господствовала теория старения земли, утомления почвы вследствие ее обработки, теория неэффективности интенсивного земледелия; она опиралась на опыт многих хозяйств и на широко распространенные представления, поддержанные религией, о земле как женском существе или человеческом существе. Всем разновидностям этой, казалось бы, солидной и обоснованной теории убывающего плодородия почвы Колумелла смело противопоставляет положение о неисчерпаемости почвенного плодородия. Насколько нам известно, никто еще до Колумеллы не только не развивал, но даже и не ставил такого вопроса. Постановка и обоснование этого гениального положения является величайшей заслугой перед. всем человечеством римского агронома Луция Юния Модерата Колумеллы, его вкладом в сокровищницу мировой науки. Она выдвигает своего создателя в ряды гениев, таких, как Гераклит, Аристотель, Аристарх, Колумб, Коперник, проницательный ум и смелость которых облегчили человечеству дорогу к светлому будущему. Ввиду исключительной важности этих мыслей Колумеллы следует привести их целиком в контексте: Следует заметить, что этот исходный пункт рассуждений как Колумеллы, так и его противников, аксиома —
Тичен. Сравнение земли с женским существом — это постулат, от которого начинается рассуждение. Также аксиоматично построение Колумеллы, отвергающего эту аналогию. Ссылки на истощение заброшенной земли, которая с течением времени восстанавливает свое плодородие, является не доказательством, а иллюстрацией. Основное доказательство, сугубо умозрительное: Колумелла доводит до логического конца мысль сторонников сравнения земли с человеческим существом. Человек умирает, значит, и земля должна перестать совсем приносить плоды. Но так как везде люди занимаются земледелием, а почва приносит плоды, значит, она имеет постоянное плодородие и по своей природе коренным образом отличается от человеческого существа.