Основные болезни сельских рабов | Школа Ремонта

Основные болезни сельских рабов

среди них много желудочных заболеваний

У Катона и Колумеллы содержится достаточно сведений, чтобы определить основные болезни сельских рабов. Среди них много желудочных заболеваний: расстройство желудка, колики, глисты и солитеры, диспепсия; часто упоминаются ссадины, вывихи, кровоподтеки и язвы, нарывы, гнойные раны и фурункулы; это все болезни травматического или простудного происхождения. Из внутренних болезней Катон знает следующие: «если у тебя черная желчь, вздулась селезенка, болит сердце, печень, легкие, диафрагма, голова, глаза…». Кроме того, у Катона есть упоминания о застарелой язве, свищах, злокачественных струпьях, болезнях суставов, бессоннице, раковой язве, простреле.

Среди болезней рабской фамилии Колумеллы на первом месте стояли желудочно-кишечные заболевания и простудные болезни, причем особенно часто говорится о лекарствах против кашля .

Хочется обратить внимание на отрывок из трактата Колумеллы, где речь идет о желудочно-кишечных заболеваниях работников, которые лечатся с помощью смеси оливкового масла особого рода с виноградным суслом. От различных внутренних болезней рекомендовали вино маррубиев, особым образом приготовленное; лихорадку лечили одним из сортов айвы. Важное место среди болезней принадлежало различным порезам, ссадинам и травмам. Характер заболеваний рабов отражает их чрезмерный труд, перенапряжение, тяжелое бытовое положение. Обилие желудочно-кишечных заболеваний говорит о том, что питание рабов было не совсем нормальным, в их пище непомерно большое место занимала холодная сухомятка, горячая пища давалась лишь в самом конце рабочего дня, всего один раз, нормальных обеденных перерывов не было. Видимо, и качество рабской пищи, вопреки рекомендациям Катона, было очень низкое, а как мы уже выяснили, в I в. н. э. имело место широкое внедрение в рационы рабов вместо пшеницы продуктов низкого качества, что привело к еще большему снижению качества рабской пищи.

Простудные заболевания рабов были неизбежны при постоянной работе под открытым небом в той грубой одежде и обуви, которая выдавалась им.

Частые заболевания рабов были закономерным проявлением повышенной эксплуатации рабского труда в хозяйствах, связанных с рынком. Из рабов в буквальном смысле выжимали все соки, а затем бросали на произвол судьбы. Об этой распространенной практике Плутарх писал так: «…по мне то, что он, Катон, выжав из рабов, словно из вьючного скота, все соки, к старости выгонял их вон и продавал, — Мне это кажется признаком нрава крутого и жестокого, не признающего никаких иных связей между людьми, кроме корыстных». Этот отрывок ясно говорит о том, что сами рабовладельцы прекрасно понимали сущность эксплуатации рабов как полное истощение сил и способностей рабов и не строили никаких иллюзий на этот счет. К. Маркс цитирует в I томе «Капитала» Д. Кернса, соглашаясь с его выводами: «Экономические соображения, которые могли бы служить известной га.- рантией человеческого обращения с рабом, поскольку они отождествляют интерес хозяина с сохранением раба, по введении торговли невольниками превращается, наоборот, в причину самого беспощадного отношения к рабу, так как если его можно возместить новым рабом…, продолжительность его жизни становится менее важной, чем его производительность в то время, пока она продолжается. Поэтому правило рабовладельческого хозяйства тех стран, в которые ввозятся рабы, таково: самая действительная экономия заключается в том, чтобы выжать из человеческого скота возможно большую массу труда в возможно меньший промежуток времени». К. Маркс считает возможным распространить выводы Д. Кэрнса о рабовладельческих отношениях в Америке на капиталистическое общество. На наш взгляд, с еще большим правом это можно распространить на рабовладельческое общество развитого типа в древней Италии.