Происхождение культурного овса
Вопрос о происхождении культурного овса еще не решен окончательно, но большинство исследователей считают, что он столь же недавнего происхождения, как и рожь. Древневосточные народы, от египтян до китайцев, овса не знали. Однако в Европе овес как сорняк известен с середины II тыс. до н. э.. Греки овес знали в качестве сорняка, но не возделывали. Греческий врач IV в. до н. э. Диейхес рекомендовал применять овес в медицинских целях. Катон упоминает об овсе один раз, причем в таком контексте, который не оставляет сомнений в том, что овес — это сорняк на хлебных посевах («frumenta face bis sarias runcesque ave — namque distringas» — Cat., 37, 5). Варрон об овсе не говорит ничего, а Цицерон так же, как Феофраст, называет овес среди злостных сорняков. Нет никакого сомнения, что во втором отрывке речь идет об овсе-сорняке, засорявшем неухоженные поля и губившем злаковые посевы.
Однако смысл первого отрывка иной. Здесь овес поставлен в один ряд с культурными растениями: льном и маком. Вергилий ведет речь о подготовке полей к вспашке, об отдыхе под паром, об унавоживании. Лен, овес и мак берутся в качестве примеров растений, особенно сильно истощающих землю и потому делающих необходимыми шаровое поле и унавоживание. Иначе говоря, смысл всего отрывка, контекст его, наконец, прямое сопоставление с такими культурами, как лен и мак, не позволяют думать, что овес, упомянутый здесь Вергилием, — сорняк. По нашему мнению, бн не сорняк, а культурное растение, и это доказывает возделывание овса в Италии в I в. до н. э.
Вполне возможно, что разведение культурного овса имело место лишь в родных Вергилию местах, в Мантуе или соседних с ней областях северной Италии, и, упоминая об овсе, он передавал опыт северной Италии, а не всей Италии. О возделывании овса как культурного растения в Италии I в. до н. э. свидетельствует следующий отрывок из XVIII книги Плиния: «В старину был корм, назьиваемый Катоном ocinum и которым останавливали у волов понос. Это были кормовые растения, скошенные зелеными и не успевшие завязать семян. Сура Мамилий дает другое объяснение и рассказывает, что тогда было обыкновение смешивать 10 модиев бобов, два вики, столько же ervum и осенью засевать этим югер поля, еще лучше, если с примесью греческого овса с его неосыпающимся зерном».