Репа и брюква в Италии
В хозяйстве Катона репа и брюква занимают довольно большое место. «Церере предварительной жертвой, — пишет он, — принеси свинью, раньше, чем начнешь убирать эти хлеба: полбу, пшеницу, ячмень,, бобы, семена репы». Репа названа здесь среди самых важных культур. О внимании к ней свидетельствует также и то, что под ее посевы отводились хорошие земли: или жирные, плодородные, или хорошо унавоженные участки » Репа и брюква сеялись осенью, после осеннего дождя, и скорее всего были предшественниками проса и могара, так как почвы для тех и других требовались одинаковые. Эти культуры хорошо дополняли друг друга, позволяя интенсивно использовать почвенное плодородие. Варрон весьма равнодушен к посевам репы. Он механически воспроизводит совет Катона о почвах для репы (V а гг., I, 24, 1) да сообщает фантастические сведения о перерождении старых семян капусты в репу, и наоборот. Видимо, для Варрона репа и брюква были культурами малознакомыми. О них он судил понаслышке. II книга Варрона о скотоводстве, обобщающая опыт всей южной Италии, не содержит ни одного упоминания о кормовом назначении этих культур. Писатели I в. н. э., особенно Плиний, уделяют репе и брюкве гораздо большее внимание. «Наши писатели,— писал Плиний, — касались ее (репы. — 5. К.)
Только мимоходом, греческие несколько подробнее, но они, однако, отнесли ее к огородным растениям, тогда как при правильной последовательности о ней следует говорить непосредственно после злаков или, во всяком случае, вслед за бобовыми, так как после них нет растения, которое было бы употребительно более чем репа. Она родится на потребу всем живым существам в большей степени, чем какое бы то ни было другое растение, и занимает, особенно в вареном виде, не последнее место среди того, чем кормят деревенскую птицу.