Хлебная торговля в городах
Сельская Италия была в достаточной степени обеспечена хлебом и другими продуктами и не нуждалась в провинциальном хлебе. Однако сельская Италия поставляла сельскохозяйственные продукты в мелкие города, каких в Италии было множество.
Самый яркий пример дают Помпеи. Этот средний по размерам город, лежащий близ моря, на судоходной реке, имел население в 20 — 30 тысяч человек и обладал развитой хлебной торговлей. В раскопанных кварталах обнаружено 40 довольно обширных пекарен, в которых работало по 4 — 6 крупных мельниц. Откуда получали зерно эти мельницы и пекарни? Из провинции? Для такого ответа нет никаких данных, и исследователи Помпей не высказывают таких предположений. Мукомольное и хлебопекарное дело в Помпеях, очевидно, обеспечивалось зерном за счет местных ресурсов. Зерно поставлялось из окрестных вилл и, вероятно, многие владельцы мельниц, пекарен и хлебных лавок в Помпеях имели собственные имения, где зерновые занимали большие площади посевов и считались культурой достаточно выгодной. Исследуя историю сельскохозяйственных культур, мы заметили, что в Кампании пшеница, полба, ячмень, просо и другие культуры всегда занимали важное место, а типичный кампанский севооборот был насыщен зерновыми и прежде всего пшеницей и полбой. Если Помпеи, расположенные рядом с морем, на судоходной реке, близ крупнейшего порта Путеол, через который проходила поставка провинциального дешевого хлеба (до постройки Остии при Клавдии), кормились местным хлебом, то многие другие города, расположенные в глубине полуострова или в северной Италии, тем более снабжались местным зерном. Апулия издавна считалась краем хлебных нив и славилась своей пшеницей; очевидно, апулийские и луканские городки, колонии и муниципии были в достаточной степени обеспечены собственным хлебом. «Стада ослов, — пишет Варрон, — составляют обычно торговцы, например, те, которые из Брундизийского округа или Апулии везут к морю на вьючных осликах масло, вино, а также зерно или еще что-нибудь другое». Свезенные из внутренних областей зерно и другие продукты перегружались, очевидно, на суда в Брундизии и Таренте (часть потреблялась в самих этих городах) и развозились по адриатическому побережью Италии в приморские городки Калабрии и Лукании.
Положение не изменилось, очевидно, и в I в. н. э. Достаточное количество продовольствия имела и Этрурия. Этрусские города обходились своим хлебом. В эпоху Варрона Этрурия славилась урожаями сам-15, что в полтора раза превышало обычный урожай остальной Италии. Этрурия была известна как страна щедрых, не знающих отдыха нив. Во второй половине I в. н. э. славились клузинская полба, пизанская, клузинская и аретинская пшеница, о тучной жатве и роскошных нивах в районе Тиферна говорит Плиний Младший. Нет оснований предполагать, что провинциальный хлеб шел из Рима или Остии на снабжение этрусских городов.