Падение плодородия целинных и лесных почв
Но как опровергнуть рассуждение Тремеллия о постепенном падении плодородия целинных и лесных почв в процессе их обработки, если отказаться от сравнения земли с человеческим существом? Колумелла объясняет этот бесспорный факт так: постепенное падение плодородия целинных почв действительно происходит, но оно происходит не в силу действия какого-то неумолимого фатального закона или старения, а в силу того, что подобного рода почва имеет сначала большие запасы пищевого материала, которые постепенно истощаются. И если эти запасы пищи не пополнять, то почва может совсем не дать урожая. Если же подкреплять почву частым, своевременным и умеренным унавоживанием, то можно получить все возрастающие урожаи, иначе говоря, плодородие ее не уменьшается, а будет возрастать.
Перед нами два диаметрально противоположных метода объяснения явлений, два совершенно различных мировоззрения. Тремеллий Скрофа подходит к объяснению непонятных ему явлений с мифологической точки зрения. Неизвестное ему явление падения плодородия целинных земель объясняется очень просто религиозным представлением о земле как о матери, женщине, человеческом существе. Его мысль, как и мысль fere omnium, вращается в привычных рамках; им не делается никакой попытки выйти за пределы этих границ. При таком подходе нет места смелости, дерзости мысли, без которой невозможно движение вперед. Диаметрально противоположен подход к проблеме Колумеллы. Он, как сын своего времени, также был опутан с ног до головы религиозными, мифологическими представлениями и отдавал им дань. Но его мысль проникла глубже в сущность вещей, он пытался понять естественные законы и связи между явлениями, он отбрасывал прочь мифологические представления, рвал путы, обволакивающие его сознание. И эта смелость, дерзание, свойственное гениальному ученому, материалисту, принесла свои плоды.