Исследование эволюции полевых культур в сельском хозяйстве Италии | Школа Ремонта

Исследование эволюции полевых культур в сельском хозяйстве Италии

общая тенденция развития заключалась не

Исследование эволюции полевых культур в сельском хозяйстве Италии за три столетия показывает, что нет оснований говорить о кризисе и, тем более, о серьезно;М упадке италийского полеводства ihhВо II в. до н. э., ни в I в. до н. э., ни в I в. н. э. Общая тенденция развития заключалась не в упадке, а в постепенном и непрерывном его подъеме, хотя в процессе этой длительной эволюции начинают накапливаться и иногда проявляются некоторые кризисные черты. Рассмотрим некоторые общие черты эволюции полевого хозяйства со II в. до н. э. по I в. н. э. и прежде всего эволюцию урожайности полевых культур. Урожайность — один из важнейших показателей того или иного состояния полеводства в любую эпоху, основной критерий его процветания или упадка. К сожалению, в наших источниках сохранились лишь отрывочные цифры, по которым приходится судить об этом важном предмете. Об урожайности в I в. до н. э. и в предшествующее время в общей форме речь идет у Варрона: «Относительно облика, который придает имению культура… я скажу следующее: внешняя привлекательность ведет за собой и большую доходность: доходнее, например, виноградник, в котором деревья посажены квинкунксом, потому что ряды в нем правильные, а промежутки между ними размеренные. Поэтому предки наши с участка такой же величины, но неумело засаженного, получали вина и хлеба и меньше количеством, и хуже качеством». Итак, предшественники Варрона, жившие, видимо, в III—II вв. до н. э., получали меньшие урожаи, чем хозяева I в. до н. э. Варрон сохранил драгоценные сведения об обычной норме урожаев в Италии в его время. Это уникальное место в его трактате заслуживает подробного исследования. «Бобов, — писал Варрон, — сеют на югер 4 модия, пшеницы — 5, ячменя — 6, полбы — 10, иногда немного больше или меньше, если место жирное, то больше, если тощее» то меньше. Поэтому наблюдай, как сеют в этой области, и поступай также.