Нежелание организовать рабский труд
He рабский труд как таковой является причиной падения земледелия, подчеркивает Колумелла, а, так сказать, неумение и нежелание организовать его должным образом. Ведь энергичный хозяин, как, например, сам Колумелла, достигает прекрасных результатов именно на базе рабского труда. Как истинный сын своего класса, Колумелла не мог представить себе сельского хозяйства без рабского труда. Поэтому он и не допускает мысли отказаться от него. Его сочинение — это страстный призыв к своему классу, рабовладельцам-зем — левладельцам, используя рабский труд, заняться всерьез сельским хозяйством, которое может принести большие и постоянные доходы. Этот призыв был обоснован собственным его примером и его теорией неисчерпаемого плодородия почвы. Но этот призыв оказался в конечном счете гласом вопиющего в пустыне. Подавляющее большинство сельских хозяев-рабовла — дельцев оказались глухи к ‘теориям Колумеллы.
Как рабовладельцы, они хищнически использовали рабский труд. Поэтому они рассматривали эксперименты и теории таких, как Колумелла, как ненадежные, рискованные и утопические. И они оказались правы и дальновидны. Действительно, в условиях рабовладельческого способа производства интенсивное сельское хозяйство, предлагаемое Колумеллой, могло существовать лишь короткое время, пока позволяло естественное плодородие почвы, а затем оно становилось убыточным, как это случилось в хозяйстве Тария Руфа. Гениальный ученый, смело проникший в тайны природы, великий практик земледелия, Колумелла оказался близоруким и беспомощным, когда столкнулся с тайнами социальных отношений. Вот почему так — невзлюбили его более (реалистичные, более практичные представители противоположного направления в агрономии, а его гениальная теория оказалась забытой и непонятой. Колумелла как ученый опередил свое время — в этом его трагедия, но в этом его величайшая заслуга перед человечеством и мировой наукой.