Нормы дневной выработки для рабов | Школа Ремонта

Нормы дневной выработки для рабов

катон приводит несколько рецептов того

Однако Катон при столь характерной для него тщательности описания (указания на число крюков и длину веревок, количества ключей к замкам), при строгом учете дневного пайка рабов в разное время года и для разных категорий рабов тем не менее не дает никаких сведений о нормах дневной выработки рабов, которая была бесспорно одним из важнейших показателей при эксплуатации рабского труда. Катон приводит несколько рецептов того, как занять рабочее время раба, его праздничное время и т. дц а о нормах дневной выработки раба он сохраняет упорное молчание. Катон отлично понимал, что рабочее время раба должно быть заполнено максимально. Он писал: «В дождь поищи, что можно сделать в усадьбе. Чтобы люди не заленились, наводи чистоту. Сообрази, что если у тебя ничего не делается, расходу будет нисколько не меньше». «Зимой до рассвета делай вот что. Из жердей, которые ты накануне убрал под крышу и которые уже обсохли, теши колья, круглые и четырехреберные; делай факелы и выноси навоз». Итак, налицо самая мелочная регламентация труда раба, однако ни одного слова о нормах дневной выработки.

Однако Катон говорит об уроках и днях. Нет никакого сомнения, что в имениях Катона, так же как его соседей, действовали какие-то нормы дневной выработки для рабов. При найме мерценнариев или политоров, видимо, оговаривали и нормы выработки и величину вознаграждения. Почему же Катон о них ничего не говорит? Ведь о их важности для господских интересов повторять не приходится. Причина красноречивого молчания Катона, вероятно, кроется в том, что он, так же как и его современники, придерживается общепринятых, закрепленных обычаем норм выработки на наиболее важных сельскохозяйственных работах, действовавших в крестьянских хозяйствах издавна. В условиях натурального производства V—III вв. до н. э., видимо, и в более крупных имениях, где применяется рабский труд, не было особых различий между нормами дневной выработки трудящихся совместно свободных и рабов. Катон, отразивший начальную стадию создания рабовладельческих хозяйств, связанных с рынком, возможно, целиком воспринял эту общераспространенную практику. Поскольку она была общеизвестна, он не хотел останавливаться на ней подробнее, ограничившись одним упоминанием.

Это важное обстоятельство указывает на существование определенной связи между эпохой Катона и предшествующим периодом патриархального рабства, когда экономической необходимости в максимальной эксплуатации рабского труда не существовало. Катон еще не разорвал окончательно пуповину, связывающую его с предшествующим периодом. Ориентируя свое хозяйство на рынок и, следовательно, нуждаясь в получении большого прибавочного продукта, Катон, рекомендуя ряд способов более интенсивного использования рабского труда, еще тесно связан с предшествующей практикой. В расчетах Катона при всей их конкретности и обстоятельности ярче проявляется узкокрестьянский практицизм, чем экономический расчет большого хозяина-орга — низатора.