Продолжительность рабочего дня 14—15 часов
Колумелла приводит другой расчет. По его мнению, один рабочий сможет приготовить 100 круглых и 60 четырехгранных колов, в том числе до рассвета 10 круглых и 5 четырехгранных, и, соответственно, вечером столько же, а всего в темное время 20 круглых и 10 четырехгранных колов; таким образом, на светлое время (9 часов) приходится 80 круглых и 50 четырехгранных колов, а на темное время 20 круглых и 10 четырехгранных, т. е. :на изготовление колов уходит от —до—дневного времени, или 2 часа, а общая продолжительность рабочего дня (при наименьшем зимнем дне) в 11 часов, скорее всего, несколько больше (12 часов), если учесть время на заточку инструментов. Таким образом, общая продолжительность рабочего дня в интенсивном хозяйстве Колумеллы и в экстенсивном производстве Плиния была более или менее одинаковой, причем в первом даже немного меньше, хотя общая продолжительность рабочего труда в нем была, судя по приведенным примерам, значительно выше. Если Плиний исходит из общей дневной нормы выработки в 80 круглых и 40 четырехгранных колов, то Колумелла поднимает ее до 100 и 60 колов, т. е. на 25—30% выше.
Анализ продолжительности рабочего дня рабов в разные периоды года, таким образом, дал такие результаты: в горячие летние месяцы рабочий день продолжался 16—17 часов, в зимнее время он сокращался до 11 —12 часов, в остальные месяцы скорее всего достигал 14—15. Если свести эти разные цифры к средней годовой, то мы получим среднюю продолжительность рабочего дня в 14—15 часов в сутки.
Еще Катон стремился производительно занять рабов во время религиозных праздников. К I в. н. э. круг работ, допустимых в праздники, значительно расширился. Колумелла посвящает этому очень важному для рабовладельца вопросу 21 главу II книги. Он перечисляет столь много различных операций, что праздничные дни, по существу, почти ничем не отличаются для рабов от будничных. Как грубо и откровенно попирались религиозные предписания, показывают такие примеры: понтифики запрещали перевозить и сажать деревья, Колумелла в связи с этим рекомендует не перевозить деревья на животных, а переносить их на рабах (!), поскольку запрещений по этому поводу не было. После принесения в жертву щенка рабовладелец в праздник мог проводить все необходимые работы: сеять, пахать, обрезать деревья, собирать виноград, стричь овец, косить и перевозить сено и т. д.. Иначе говоря, раб не только лишается праздников. Общая тенденция заключается в том, чтобы целиком уравнять характер работ, проводимых в религиозные праздники и в будни, отменить, по существу, древние религиозные предписания, стесняющие инициативу рабовладельцев, расточающие рабочее время раба, целиком принадлежащее хозяину.