Тяжёлое бытовое положение рабов
Известно, что в имениях Катона ткали и пряли; среди инвентаря его имений числится 1—2 ткацких станка; ткацкие мастерские были в псшестьях Сазерны, Варрона и Колумеллы. Очень возможно, что в этих имениях было налажено производство одежды для рабов. Однако все названные писатели предпочитают покупать ее на рынке. Яснее всех по этому вопросу писал Колумелла: «В дождливые морозные или непогожие дни, когда женщины не могут работать на воздухе, вилика ведет жещнин в ткацкую мастерскую обрабатывать и чесать шерсть. Интересам хозяина не повредит, а, напротив, облегчит бремя расходов, если они дома смогут приготовить одежду для самих себя, акторов и других чинов рабской администрации». Таким образом, в поместных мастерских готовили одежду не для всей рабской массы, а лишь для поместной администрации. Видимо, на изготовление рабской одежды шла такая плохая и грубая шерсть, какой не всегда найдешь у себя, и в связи с этим представлялось выгодным покупать дешевую рабскую одежду на рынке.
Тяжелый, изнурительный труд под открытым небом и под бдительным взором многочисленных надсмотрщиков выматывал все силы рабов. Катон рекомендовал такой труд, после которого раб должен был только спать. Раб должен или работать или спать — таково основное правило рабовладельца классического времени.
Описывая помещения виллы, Варрон советует отводить рабам место, «где они могут находиться и где всего удобнее отдохнуть и прийти в себя, устав от‘работы, от холода и зноя» («si fessi opere aut frigore aut calore ubi commodissime possint se quiete reciperare»), т. e. рабы возвращались на виллу очень усталые, вымотанные. Катон рекомендует вилику работать в поле, но оговаривает только «не до усталости», а это замечание предполагает изнурительный труд остальной рабской фамилии. Труд настолько изматывал силы работника, что, по мнению Колумеллы, хозяину выгоднее бывает иногда дать однодневный отдых рабу под присмотром вилики, так как обессиленный раб только портит дело. Положение рабов ухудшалось еще и тем, что высокие и низкие чины рабской администрации обкрадывали рабов, уменьшали выделенные господином рабские пайки, выдавали негодную одежду и т. д. За качеством пищи наблюдал вилик лично, он проверял, чтобы целларии выдавали ее без обмана; сам хозяин, приехав в усадьбу, «должен попробовать, хорош ли вкус хлеба и питья, обследовать состояние их одежды, обуви», он разрешал рабам приносить жалобы на своих начальников, на жадность которых намекает Колумелла. Однако наезды господина были редки, вилики, как правило, были далеко не идеальными выразителями господских интересов. Реальное бытовое положение рабов было очень тяжелым.
Все эти обстоятельства приводили к подрыву и расстройству здоровья рабов.