Привозной хлеб в городах Италии
Северная Италия не только имела достаточное количество хлеба для снабжения собственных городов и сел, но и вывозила его за Альпы и в Истрию.
Что касается крупнейших городов Италии, особенно приморских, таких, как Остия, Рим, Путеолы, Неаполь, Кумы, то значение привозного хлеба для них было велико. Но и они не были целиком отрезаны от местного снабжения. В составе населения этих городов значительную часть составляли рабы, входящие в familia urbana рабовладельцев, занятые в домашнем хозяйстве, в строительстве, в ремесленных мастерских рабовладельца. Снабжение продовольствием городской фамилии рабовладельца, а, по сообщениям Сенеки, городскому рабу выдавалось в месяц 5 модиев пшеницы и 5 денариев на приварок, было важной проблемой. Городские фамилии римской аристократии были весьма многочисленны и на их пропитание шло много продовольствия. Если в доме Педания Секунда было 400 рабов, то им требовалось в год 24 тысячи модиев только пшеницы, что при урожаях I в. н. э. требовало свыше тысячи югеров.
Полная городская фамилия, включая ремесленников, была, вероятно, еще большей. Откуда бралось это продовольствие? Государственные раздачи на рабов не распространялись. Рабы получали продовольствие из запасов господина. А запасы господина пополнялись, конечно, из его собственных имений. Римская аристократия была вынуждена вести зерновое хозяйство в ‘своих италийских имениях. Некоторые косвенные соображения показывают, что в ее руках было большое количество хлеба. Плиний Младший, например, владел громадной рабской фамилией, но в его обширной переписке нет и намека на какие-либо перебои в снабжении ее продовольствием, нет никаких опасений или жалоб на этот счет. Тифернская латифундия Плиния, его америнские и. кампанские имения поставляли, видимо, достаточное количество продуктов. Мало того, во второй’ половине I в. н. э. развивается частная благотворительность, раздачи съестных припасов и денег городскому люмпен-пролетариату. Таким образом, в руках частных лиц сосредоточивалось громадное количество хлеба, вывезенного из италийских поместий. Часть населения Рима и крупнейших городов Италии, в частности рабы и некоторая часть люмпен-пролетариата, находившаяся в клиентской зависимости от крупных магнатов, подкармливалась за счет италийского, а не провинциального хлеба.
О насыщенности Италии хлебом свидетельствует и тот факт, что по всему полуострову рыскали многочисленные curatores annonae, которые заготовляли хлеб и другое продовольствие для государства и для раздачи люмпен — пролетариату. Во время гражданской войны 68—69 гг. Италия была наводнена войсками представляющими различные враждующие группировки. Эти многочисленные армии не получали снабжения извне. Они кормились за счет местных ресурсов, грабя плодоносные нивы и богатые имения. Если проследить маршруты войск Вителлия и Веспасиана по Италии, то создается впечатление, что они шли по богатой стране, без особых затруднений заготовляя продовольствие. Исследования современных ученых Ф. Хайхельхайма, А. Оливы и Н. Ясного показали, сколь велики были транспортные издержки при доставке провинциального хлеба в Рим. Императоры, сосредоточившие в своих руках снабжение армии и крупнейших городов Италии хлебом и создавшие стройную организацию аппопа, конечно, это видели. Цезарь сократил число даровых хлебных пайков наполовину. Август «решил было навсегда отменить хлебные раздачи казной, ибо в расчете на них перестают заниматься земледелием». О мероприятиях Августа, Клавдия, Нерона, Траяна по введению в обработку новых земель в Италии уже говорилось. Светоний сохранил сведения о любопытном проекте Домициана, направленном к поощрению хлебопашества в Италии. Иначе говоря центральное правительство не надеялось только на провинциальный хлеб, но делало попытки мобилизации хлебных ресурсов в самой Италии. Все эти данные показывают, что было бы преувеличением считать провинциальный хлеб единственным источником снабжения Рима и некоторых других крупнейших городов. На наш взгляд, он был главным, но существовали и второстепенные, местные, италийские источники, и их нельзя сбрасывать со счетов.