Агрономическая литература Рима
К сожалению, из богатой агрономической литературы Рима до нас дошли лишь немногие произведения, и только Колумелла да вскользь Плиний говорят о причинах истощения почв. Но и те сведения, которые сообщает нам Колумелла, позволяют наметить три основных ответа, которые давала древнеримская теоретическая агрономия на этот вопрос. Наиболее общий ответ был следующий: почва, земля— это мать всех вещей, и как таковая подобна женщине, а женщина по природе постепенно теряет способность производить потомство и утрачивает его совсем в старости. Точно так же происходит с землей. Роскошные урожаи сменяются умеренными, а затем земля, как состарившаяся женщина, совсем перестает приносить плоды, и никакие усилия человека не помогут вернуть ее плодородие. Ярким представителем этого мнения был писатель середины I в’ до н. э. Тремеллий Скрофа, «который со знанием дела и вместе с тем изящно передал памяти потомства многие наставления по сельскому хозяйству. Однако, увлеченный чрезмерным почтением к древним сельскохозяйственным писателям, он ошибочно думал, что родительница всех вещей — земля, подобно старой и потому не способной к рождению женщине, неспособна к произведению плодов». Таким образом, Тремеллий Скрофа не был создателем этой теории старения земли, а, очевидно, лишь разделял мнение других сельскохозяйственных писателей, его предшественников. Воззрение на землю как на женское существо, очевидно, очень древнее и восходит к первобытным представителям о земле—праматери, всеобщей матери. И тот факт, что это примитивное воззрение фигурирует в серьезной агрономической литературе, а крупнейшие римские агрономы — Скрофа и Колумелла — его обсуждают, —говорит о донаучном характере римской агрономии, о сильном влиянии примитивных религиозных представлений на научно-техническую литературу.